Приказ Рособрнадзора от 17.12.2013 № 1274 "Об утверждении Порядка разработки, использования и хранения контрольных измерительных материалов при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования и Порядка разработки, использования и хранения контрольных измерительных материалов при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования"

(в ред. Приказа Рособрнадзора от 05.08.2016 № 1376)

Зарегистрировано в Минюсте России 06.03.2014 № 31534

В соответствии с частью 11 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст. 2878; № 30, ст. 4036; № 48, ст. 6165) и пунктом 5.24 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. № 594 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 29, ст. 3971), приказываю:

1. Утвердить:
Порядок разработки, использования и хранения контрольных измерительных материалов при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (приложение № 1);
Порядок разработки, использования и хранения контрольных измерительных материалов при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (приложение № 2).

2. Признать утратившим силу приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 25 августа 2011 г. № 1897 «Об утверждении Порядка разработки, использования и хранения контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 декабря 2011 г., регистрационный № 22833).

3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Руководитель
С.С.Кравцов

Порядок разработки, использования и хранения контрольных измерительных материалов при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования

Утвержден
приказом Федеральной службы
по надзору в сфере
образования и науки
от 17.12.2013 № 1274

1. Настоящий Порядок разработки, использования и хранения контрольных измерительных материалов при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (далее соответственно - Порядок, ГИА) определяет правила разработки контрольных измерительных материалов (далее - КИМ), их использования при проведении ГИА, требования к условиям их хранения, режиму их защиты, к порядку и условиям размещения информации, содержащейся в КИМ, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

2. При проведении ГИА, если иное не предусмотрено порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, используются КИМ, представляющие собой комплексы заданий стандартизированной формы1).

3. Информация, содержащаяся в КИМ, используемых при проведении ГИА, относится к информации ограниченного доступа2).

4. КИМ разрабатываются на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и в соответствии с требованиями настоящего Порядка.

5. Задания стандартизированной формы, входящие в состав КИМ, включают в себя инструкции по их выполнению.

6. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (далее - Рособрнадзор) ежегодно публикует на своем официальном сайте или сайте организации, уполномоченной в установленном законодательством Российской Федерации порядке (далее - уполномоченная организация), в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информационные материалы о структуре и содержании КИМ и демонстрационный вариант КИМ по каждому учебному предмету.

7. В целях разработки КИМ и критериев оценивания экзаменационных работ, выполненных на основе разработанных КИМ, создаются комиссии по разработке КИМ по учебным предметам (далее - Комиссии разработчиков КИМ). Персональный состав Комиссий разработчиков КИМ утверждается Рособрнадзором из числа работников образовательных и научных организаций.

При отборе работников для включения в состав Комиссий разработчиков КИМ учитывается наличие квалификации и опыта разработки и экспертизы материалов в области педагогических измерений.

8. Разработка КИМ включает следующие этапы:
определение структуры и содержания КИМ;
разработка новых и доработка имеющихся заданий в открытом банке заданий;
получение статистических характеристик новых заданий для формирования КИМ;
научно-методическая и психометрическая экспертиза заданий.

9. В целях проведения научно-методической и психометрической экспертизы заданий уполномоченная организация привлекает экспертов из числа работников образовательных и научных организаций, имеющих высшее образование, опыт работы по профилю экспертизы в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы и основные профессиональные образовательные программы, и опыт проведения экспертизы материалов в области педагогических измерений. Персональный состав экспертов, привлекаемых к проведению научно-методической и психометрической экспертизы, согласовывается Рособрнадзором.

10. Рособрнадзор (уполномоченная организация) обеспечивает функционирование на указанном сайте открытого банка заданий, позволяющего осуществлять:
а) для всех пользователей - поиск заданий по тематической принадлежности, просмотр заданий;
б) для специалистов, определенных органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, учредителями образовательных организаций, расположенных за пределами территории Российской Федерации и реализующих имеющие государственную аккредитацию образовательные программы основного общего образования (далее - учредители), и загранучреждениями Министерства иностранных дел Российской Федерации, имеющими в своей структуре специализированные структурные образовательные подразделения (далее - загранучреждения), - формирование на основе материалов, указанных в пункте 6 настоящего Порядка, вариантов КИМ из открытого банка заданий, получение ответов, решений и критериев оценивания ко всем заданиям в составе сформированных вариантов КИМ и экзаменационной работе в целом.

11. Доступ к сведениям, указанным в подпункте «б» пункта 10 настоящего Порядка, осуществляется после регистрации и идентификации соответствующих лиц в открытом банке заданий. Регистрация указанных лиц осуществляется уполномоченной организацией по представлению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственное управление в сфере образования, учредителя, загранучреждения.

12. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, учредители, загранучреждения обеспечивают тиражирование, хранение и обработку сформированных ими КИМ с применением и без применения средств автоматизации в целях проведения ГИА с обеспечением комплекса организационных и технических мер защиты указанной в КИМ информации от несанкционированного доступа, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения, а также иных неправомерных действий в отношении такой информации с соблюдением требований Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».3)

13. Сведения о КИМ и критериях оценивания экзаменационных работ, выполненных на основе этих КИМ, вносятся в федеральную информационную систему обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования (далее - федеральная информационная система) и региональные информационные системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования (далее - региональные информационные системы) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации4).

14. КИМ выдаются обучающимся и используются ими в соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. № 13945).

15. Критерии оценивания экзаменационных работ, выполненных на основе КИМ, используются при осуществлении проверки экзаменационных работ обучающихся.

16. После проведения ГИА и завершения проверки экзаменационных работ обучающихся все связанные с разработкой КИМ текущего года материалы на бумажных носителях (исходные задания, результаты экспертиз, экзаменационные материалы с подписями разработчиков) находятся на ответственном хранении в уполномоченной организации в течение трех лет, после чего подлежат уничтожению с оформлением соответствующего акта.

17. После проведения ГИА неиспользованные и использованные КИМ направляются в места, определенные органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, учредителем, загранучреждением для обеспечения их хранения.

Неиспользованные и использованные КИМ хранятся до 1 марта года, следующего за годом проведения экзамена.

По истечении указанного срока перечисленные материалы уничтожаются лицом, назначенным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, учредителем, загранучреждением с оформлением соответствующего акта.

18. Юридические и физические лица, имеющие доступ к информации, содержащейся в КИМ, принимают меры по защите указанной информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации в области защиты информации6).

Порядок разработки, использования и хранения контрольных измерительных материалов при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования

Утвержден
приказом Федеральной службы
по надзору в сфере
образования и науки
от 17.12.2013 № 1274

1. Настоящий Порядок разработки, использования и хранения контрольных измерительных материалов при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее соответственно - Порядок, ГИА) определяет правила разработки контрольных измерительных материалов (далее - КИМ), их использования при проведении ГИА, требования к условиям их хранения, режиму их защиты, к порядку и условиям размещения информации, содержащейся в КИМ, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

2. При проведении ГИА, если иное не предусмотрено порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, используются КИМ, представляющие собой комплексы заданий стандартизированной формы7).

3. Информация, содержащаяся в КИМ, используемых при проведении ГИА, относится к информации ограниченного доступа8).

4. КИМ разрабатываются на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и в соответствии с требованиями настоящего Порядка.

5. Задания стандартизированной формы, входящие в состав КИМ, включают в себя инструкции по их выполнению.

6. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (далее - Рособрнадзор) организует разработку КИМ для проведения ГИА и критериев оценивания экзаменационных работ, выполненных на основе этих КИМ9).

7. Рособрнадзор ежегодно публикует на своем официальном сайте или сайте организации, уполномоченной в установленном законодательством Российской Федерации порядке (далее - уполномоченная организация), в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информационные материалы о структуре и содержании КИМ и демонстрационный вариант КИМ по каждому учебному предмету.

8. В целях разработки КИМ и критериев оценивания экзаменационных работ, выполненных на основе разработанных КИМ, создаются комиссии по разработке КИМ по учебным предметам (далее - Комиссии разработчиков КИМ). Персональный состав Комиссий разработчиков КИМ утверждается Рособрнадзором из числа работников образовательных и научных организаций.

При отборе работников для включения в состав Комиссий разработчиков КИМ учитывается наличие квалификации и опыта разработки и экспертизы материалов в области педагогических измерений. 9. Разработка КИМ включает следующие этапы:
определение структуры и содержания КИМ;
разработка новых и доработка имеющихся заданий в открытом банке заданий;
получение статистических характеристик новых заданий для формирования КИМ;
научно-методическая и психометрическая экспертиза заданий и вариантов КИМ;
формирование комплектов КИМ.

10. В целях проведения научно-методической и психометрической экспертизы заданий уполномоченная организация привлекает экспертов из числа работников образовательных и научных организаций, имеющих высшее образование, опыт работы по профилю экспертизы в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы и основные профессиональные образовательные программы, и опыт проведения экспертизы материалов в области педагогических измерений. Персональный состав экспертов, привлекаемых к проведению научно-методической и психометрической экспертизы, согласовывается Рособрнадзором.

11. При разработке КИМ уполномоченной организацией принимаются организационные и технические меры защиты КИМ от несанкционированного доступа, уничтожения, распространения, в том числе:
ограничивается и контролируется доступ к помещениям, в которых осуществляется разработка КИМ;
обеспечивается контроль с применением системы видеонаблюдения в помещениях, в которых осуществляется разработка КИМ;
проводится мониторинг процессов разработки КИМ.

12. Для обеспечения государственных экзаменационных комиссий КИМ для проведения ГИА разработанные варианты КИМ тиражируются (на бумажных носителях в специализированной упаковке или электронных носителях в зашифрованном виде) и направляются в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и учредителям образовательных организаций, расположенных за пределами территории Российской Федерации и реализующих имеющие государственную аккредитацию образовательные программы среднего общего образования (далее - учредители), и загранучреждениям Министерства иностранных дел Российской Федерации, имеющим в своей структуре специализированные структурные образовательные подразделения (далее - загранучреждения).

13. График доставки экзаменационных материалов и вид носителя, на котором доставляются КИМ, согласовывается учредителями, загранучреждениями и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, с организацией, уполномоченной в установленном законодательством Российской Федерации порядке, не позднее 1 марта.

14. Критерии оценивания экзаменационных работ, выполненных на основе КИМ для проведения ГИА, направляются в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, по информационно-телекоммуникационным сетям с обеспечением защиты указанных сведений от несанкционированного доступа, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения, а также иных неправомерных действий в отношении указанных сведений с соблюдением требований Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»10).

15. Сведения о КИМ и критериях оценивания экзаменационных работ, выполненных на основе этих КИМ, вносятся в федеральную информационную систему обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования (далее - федеральная информационная система) и региональные информационные системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования (далее - региональные информационные системы) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации11).

16. КИМ выдаются обучающимся, выпускникам прошлых лет и используются ими в соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 140012).

17. Критерии оценивания экзаменационных работ, выполненных на основе КИМ, используются при осуществлении проверки экзаменационных работ обучающихся, выпускников прошлых лет, в том числе при осуществлении централизованной проверки экзаменационных работ обучающихся, выпускников прошлых лет, выполненных на основе КИМ.

18. Для хранения КИМ и критериев оценивания экзаменационных работ, выполненных на основе этих КИМ, на бумажном и электронном носителях, в том числе в составе сведений, вносимых в федеральную информационную систему и региональные информационные системы, выделяются помещения, исключающие доступ к ним лиц, не уполномоченных на ознакомление с указанной информацией, и позволяющие обеспечить сохранность материалов и сведений.

Места доставки и хранения КИМ согласуются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, учредителями, загранучреждениями с уполномоченной организацией.

19. Юридические и физические лица, имеющие доступ к информации, содержащейся в КИМ, принимают меры по защите указанной информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации в области защиты информации13).

20. После проведения ГИА и завершения проверки экзаменационных работ обучающихся на официальном сайте Рособрнадзора (или отдельном сайте) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещается не менее 10% заданий из числа использованных в КИМ в текущем году.

21. После проведения ГИА неиспользованные и использованные КИМ направляются в места, определенные органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, учредителем, загранучреждением для обеспечения их хранения.

Неиспользованные и использованные КИМ хранятся до 1 марта года, следующего за годом проведения экзамена.

По истечении указанного срока перечисленные материалы уничтожаются лицом, назначенным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, учредителем, загранучреждением с оформлением соответствующего акта.

22. После проведения ГИА и завершения проверки экзаменационных работ обучающихся все связанные с разработкой КИМ текущего года материалы на бумажных носителях (исходные варианты, результаты экспертиз, оригинал макеты вариантов КИМ и экзаменационных материалов с подписями разработчиков) находятся на ответственном хранении в уполномоченной организации в течение трех лет, после чего подлежат уничтожению с оформлением соответствующего акта.

23. В целях осуществления контроля за использованием КИМ и пресечения случаев разглашения информации, содержащейся в КИМ, Рособрнадзором совместно с уполномоченной организацией создается группа, осуществляющая мониторинг информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на предмет размещения там информации, содержащейся в КИМ (далее - группа мониторинга).

24. Группа мониторинга занимается проверкой сайтов, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на предмет размещения в них в период подготовки и проведения ГИА информации, содержащейся в КИМ. В случае выявления материала, потенциально схожего с информацией, содержащейся в КИМ, группа мониторинга с помощью специального программного обеспечения и данных, полученных из федеральной информационной системы, устанавливает:
а) является ли данный материал информацией, содержащейся в КИМ;
б) вариант и номер данного КИМ;
в) дату и время выявления КИМ;
г) точный адрес и краткое описание страницы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на которой был выявлен КИМ;
д) какому учредителю, загранучреждению, в какой орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, был направлен этот вариант КИМ;
е) номер упаковки, в которой был направлен КИМ.

25. На основе этих сведений группа мониторинга формирует отчет, который подписывается руководителем группы мониторинга. К отчету группы мониторинга прикладываются электронные копии (изображения) страницы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на которой был выявлен КИМ, которые заверяются руководителем группы мониторинга или в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

После подписания отчет незамедлительно направляется в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, и региональный центр обработки информации субъекта Российской Федерации, учредителю, загранучреждению для выявления лиц, чьи действия (бездействие) повлекли за собой разглашение информации, содержащейся в КИМ, и принятия мер по отношению к указанным лицам.


1) , 2) , 7) , 8)
Часть 11 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст. 2878; № 30, ст. 4036; № 48, ст. 6165).
3) , 10)
Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 31, ст. 3448; 2010, № 31, ст. 4196; 2011, № 15, ст. 2038; № 30, ст. 4600; 2012, № 31, ст. 4328; 2013, № 14, ст. 1658; № 23, ст. 2870; № 27, ст. 3479; № 52, ст. 6961, ст. 6963; 2014, № 19, ст. 2302; № 30, ст. 4223, ст. 4243; № 48, ст. 6645; 2015, № 1, ст. 84; № 27, ст. 3979, № 29, ст. 4389, ст. 4390; 2016, № 28, ст. 4558.
4) , 11)
Постановление Правительства Российской Федерации от 31 августа 2013 г. № 755 «О федеральной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных системах обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 36, ст. 4583).
5)
Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 февраля 2014 г., регистрационный № 31206, с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 мая 2014 г. № 528 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 мая 2014 г., регистрационный № 32436), от 30 июля 2014 г. № 863 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 августа 2014 г., регистрационный № 33487), от 16 января 2015 г. № 10 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 января 2015 г., регистрационный № 35731), от 7 июля 2015 г. № 692 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 июля 2015 г., регистрационный № 38233), от 3 декабря 2015 г. № 1401 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 декабря 2015 г., регистрационный № 40407), от 24 марта 2016 г. № 305 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 апреля 2016 г., регистрационный № 41788).
6) , 13)
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 31, ст. 3448; 2010, № 31, ст. 4196; 2011, № 15, ст. 2038; № 30, ст. 4600; 2012, № 31, ст. 4328; 2013, № 14, ст. 1658; № 23, ст. 2870; № 27, ст. 3479; № 52, ст. 6961, ст. 6963; 2014, № 19, ст. 2302; № 30, ст. 4223, ст. 4243; № 48, ст. 6645; 2015, № 1, ст. 84; № 27, ст. 3979, № 29, ст. 4389, ст. 4390; 2016, № 28, ст. 4558).
9)
Часть 14 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст. 2878; № 30, ст. 4036; № 48, ст. 6165).
12)
Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 февраля 2014 г., регистрационный № 31205, с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 апреля 2014 г. № 291 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 апреля 2014 г., регистрационный № 32021), от 15 мая 2014 г. № 529 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 мая 2014 г., регистрационный № 32381), от 5 августа 2014 г. № 923 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 августа 2014 г., регистрационный № 33604), от 16 января 2015 г. № 9 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 января 2015 г., регистрационный № 35794), от 7 июля 2015 г. № 693 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 июля 2015 г., регистрационный № 38125), от 24 ноября 2015 г. № 1369 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2015 г., регистрационный № 40167), от 24 марта 2016 г. № 306 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 апреля 2016 г., регистрационный № 41896).