Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 "О мерах нетарифного регулирования"

(в ред. решений Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.06.2015 № 67, от 01.09.2015 № 109, от 06.10.2015 № 131, от 17.11.2015 № 150, от 17.05.2016 № 44, от 02.06.2016 № 57, от 14.06.2016 № 74, от 30.08.2016 № 99, от 27.09.2016 № 107, от 15.11.2016 № 145, от 16.01.2017 № 2, от 30.06.2017 № 75, от 04.08.2017 № 92, от 04.09.2017 № 114, от 14.11.2017 № 147, от 13.12.2017 № 172)

В соответствии со статьей 46 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и пунктами 4 и 37 Протокола о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран (приложение № 7 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года) Коллегия Евразийской экономической комиссии решила:

1. Ввести на таможенной территории Евразийского экономического союза следующие единые меры нетарифного регулирования:
запрет ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза товаров по перечню согласно приложению № 1;
разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза товаров по перечню согласно приложению № 2.

2. Установить, что товары, в отношении которых введены единые меры нетарифного регулирования, указанные в пункте 1 настоящего Решения, включаются в единый перечень товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами, предусмотренный пунктом 4 Протокола о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран (приложение № 7 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года) и публикуемый на официальном сайте Евразийского экономического союза в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

3. Разрешительный порядок, указанный в пункте 1 настоящего Решения, реализуется посредством лицензирования и (или) применения иных административных мер регулирования внешнеторговой деятельности, установленных в соответствии с:
Положением о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза органов и тканей человека, крови и ее компонентов, образцов биологических материалов человека согласно приложению № 3;
Положением о вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза минерального сырья согласно приложению № 4;
Положением о вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза диких живых животных, отдельных дикорастущих растений и дикорастущего лекарственного сырья согласно приложению № 5;
Положением о вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза редких и находящихся под угрозой исчезновения видов диких живых животных и дикорастущих растений, включенных в красные книги государств - членов Евразийского экономического союза, согласно приложению 6;
Положением о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза опасных отходов согласно приложению № 7;
Положением о вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза культурных ценностей, документов национальных архивных фондов и оригиналов архивных документов согласно приложению № 8;
Положением о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза шифровальных (криптографических) средств согласно приложению № 9;
Положением о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров согласно приложению № 10;
Положением о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза средств защиты растений (пестицидов) согласно приложению № 11;
Положением о вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза коллекционных материалов по минералогии, палеонтологии, костей ископаемых животных согласно приложению № 12;
Положением о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза драгоценных камней согласно приложению № 13;
Положением о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, согласно приложению № 14;
Положением о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения, в том числе встроенных либо входящих в состав других товаров, согласно приложению № 15;
Положением о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, согласно приложению № 16;
Положением о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза гражданского и служебного оружия, его основных (составных) частей и патронов к нему согласно приложению № 17;
Положением о вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза информации о недрах по районам и месторождениям топливно-энергетического и минерального сырья согласно приложению № 18;
Положением о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза ядовитых веществ, не являющихся прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ, согласно приложению № 19;
Положением о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза озоноразрушающих веществ и продукции, содержащей озоноразрушающие вещества, согласно приложению № 20;
Положением о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза лекарственных средств согласно приложению № 21.

4. Лицензии на экспорт и (или) импорт, заключения (разрешительные документы) на ввоз и (или) вывоз товаров, иные документы, выданные до вступления в силу настоящего Решения соответствующими органами государств - членов Евразийского экономического союза в целях реализации мер нетарифного регулирования, а также нотификации, сведения о которых внесены в единый реестр нотификаций о характеристиках шифровальных (криптографических) средств и товаров, их содержащих, до вступления в силу настоящего Решения, являются действительными до окончания срока их действия.

5. Признать утратившими силу решения Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии по перечню согласно приложению № 22.

6. Настоящее Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.

Председатель Коллегии
Евразийской экономической комиссии
В.Христенко

Приложение № 9
к Решению Коллегии
Евразийской экономической комиссии
от 21 апреля 2015 г. № 30

1. Настоящее Положение определяет порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее соответственно - ввоз, Союз) и вывоза с таможенной территории Союза (далее - вывоз) шифровальных (криптографических) средств и товаров, содержащих такие средства, включенных в раздел 2.19 единого перечня товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами, предусмотренного Протоколом о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран (приложение № 7 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года) (далее соответственно - шифровальные (криптографические) средства, единый перечень).

2. Для целей настоящего Положения используемые понятия означают следующее:
«единый реестр нотификаций» - перечень сведений о зарегистрированных согласующими органами государств - членов Союза нотификациях, составляемый по форме согласно приложению № 1 и публикуемый на официальном сайте Союза в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
«нотификация» - зарегистрированное согласующим органом государства - члена Союза в порядке, установленном Положением о нотификации о характеристиках шифровальных (криптографических) средств и товаров, их содержащих, согласно приложению № 2, уведомление изготовителя товаров (уполномоченного изготовителем представителя) по форме согласно приложению № 3, содержащее информацию о технических и криптографических характеристиках товаров, являющихся шифровальными (криптографическими) средствами, и товаров, их содержащих, в соответствии с перечнем согласно приложению № 4;
«согласующий орган» - орган государственной власти государства - члена Союза в области обеспечения государственной (национальной) безопасности, уполномоченный в соответствии с законодательством этого государства на согласование лицензий, выдачу заключений (разрешительных документов) и регистрацию нотификаций. Иные понятия, используемые в настоящем Положении, применяются в значениях, определенных Протоколом о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран (приложение № 7 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года) и международными договорами, входящими в право Союза.

3. Товары, включенные в раздел 2.19 единого перечня, имеют функции шифрования (криптографии), если они реализуют или содержат в своем составе следующие средства (системы и комплексы):
а) средства шифрования (аппаратные, программные и аппаратно-программные средства, системы и комплексы, реализующие алгоритмы криптографического преобразования информации и предназначенные для защиты информации от несанкционированного доступа при ее передаче по каналам связи и (или) при ее обработке и хранении);
б) средства имитозащиты (аппаратные, программные и аппаратно-программные средства, системы и комплексы, реализующие алгоритмы криптографического преобразования информации и предназначенные для защиты от навязывания ложной информации);
в) средства электронной цифровой подписи (электронной подписи), определяемые в соответствии с законодательством государств - членов Союза (далее - государства-члены);
г) аппаратные, программные и аппаратно-программные средства, системы и комплексы, реализующие алгоритмы криптографического преобразования информации с выполнением части такого преобразования путем ручных операций или с использованием автоматизированных средств на основе таких операций;
д) аппаратные, программные и аппаратно-программные средства, системы и комплексы, реализующие алгоритмы криптографического преобразования информации и предназначенные для изготовления ключевых документов (независимо от вида носителя ключевой информации);
е) аппаратные, программные и аппаратно-программные средства, системы и комплексы, разработанные или модифицированные для выполнения криптоаналитических функций;
ж) аппаратные, программные и аппаратно-программные средства, системы и комплексы, реализующие алгоритмы криптографического преобразования информации, разработанные или модифицированные для применения криптографических методов генерации расширяющегося кода для систем с расширяющимся спектром, включая скачкообразную перестройку кодов для систем со скачкообразной перестройкой частоты;
з) аппаратные, программные и аппаратно-программные средства, системы и комплексы, реализующие алгоритмы криптографического преобразования информации, разработанные или модифицированные для применения криптографических методов формирования каналов или засекречивающих кодов для модулированных по времени сверхширокополосных систем.

4. Если шифровальные (криптографические) средства содержат в своем составе радиоэлектронные средства и (или) высокочастотные устройства гражданского назначения, включенные в раздел 2.16 единого перечня, или если шифровальные (криптографические) средства входят в состав таких радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств, то ввоз таких товаров осуществляется в соответствии с Положением о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения, в том числе встроенных либо входящих в состав других товаров (приложение № 15 к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. № 30).

Если шифровальные (криптографические) средства содержат в своем составе специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации, включенные в раздел 2.17 единого перечня, категория товара определяется согласующим органом.

5. Ввоз и (или) вывоз шифровальных (криптографических) средств осуществляются при наличии сведений о включении соответствующей нотификации в единый реестр нотификаций (далее - сведения о нотификации) либо при наличии лицензии, оформленной в соответствии с Инструкцией об оформлении заявления на выдачу лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и об оформлении такой лицензии, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 6 ноября 2014 г. № 199 (далее - лицензия), или заключения (разрешительного документа) по форме, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 мая 2012 г. № 45 (далее - заключение (разрешительный документ)).

Ввоз или вывоз физическими лицами в качестве товаров для личного пользования шифровальных (криптографических) средств, включенных в перечень согласно приложению № 5, осуществляется без представления таможенному органу государства-члена заключения (разрешительного документа) либо сведений о нотификации. В случае если шифровальные (криптографические) средства не включены в перечень, предусмотренный приложением N 5 к настоящему Положению, их ввоз или вывоз осуществляется физическими лицами только при наличии в отношении таких товаров сведений о нотификации. Ввоз или вывоз физическими лицами в качестве товаров для личного пользования шифровальных (криптографических) средств, которые не включены в перечень, предусмотренный приложением N 5 к настоящему Положению и в отношении которых отсутствуют сведения о нотификации, запрещен.

Таможенный контроль осуществляется в случае наличия у таможенного органа государства-члена сведений о возможных нарушениях установленного настоящим Положением порядка перемещения физическими лицами в качестве товаров для личного пользования шифровальных (криптографических) средств.

6. Помещение шифровальных (криптографических) средств под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления и экспорта осуществляется при представлении таможенному органу государства-члена лицензии или сведений о нотификации.

Помещение шифровальных (криптографических) средств под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления и экспорта в целях обеспечения собственных нужд без права их распространения и оказания третьим лицам услуг в области шифрования (криптографии) осуществляется при представлении таможенному органу государства-члена заключения (разрешительного документа) или сведений о нотификации.

Не требуется представление лицензии, заключения (разрешительного документа) или сведений о нотификации при помещении под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или экспорта операторами сотовой связи образцов тестовых сим-карт в целях международного обмена в количестве не более 20 штук.

7. Помещение шифровальных (криптографических) средств под таможенные процедуры переработки на таможенной территории, переработки вне таможенной территории, переработки для внутреннего потребления, временного ввоза (допуска), временного вывоза, свободной таможенной зоны и свободного склада осуществляется при представлении таможенному органу государства-члена заключения (разрешительного документа) или сведений о нотификации.

Помещение шифровальных (криптографических) средств под таможенные процедуры реэкспорта или реимпорта при завершении действия таможенных процедур временного ввоза (допуска) или временного вывоза соответственно осуществляется при наличии заключения (разрешительного документа), на основании которого такие товары были помещены под таможенные процедуры временного ввоза (допуска) или временного вывоза, или сведений о нотификации. В иных случаях помещение шифровальных (криптографических) средств под таможенные процедуры реимпорта или реэкспорта осуществляется при представлении таможенному органу государства-члена заключения (разрешительного документа) или сведений о нотификации.

8. Помещение шифровальных (криптографических) средств под таможенную процедуру таможенного транзита для перевозки от таможенного органа в месте прибытия на таможенную территорию Союза до внутреннего таможенного органа, а также для перевозки от внутреннего таможенного органа до таможенного органа в месте убытия с таможенной территории Союза, а также под таможенные процедуры таможенного склада и отказа в пользу государства осуществляется при наличии лицензии или заключения (разрешительного документа), представленных для помещения под иные таможенные процедуры, или сведений о нотификации.

Помещение шифровальных (криптографических) средств под таможенную процедуру таможенного транзита для перевозки от таможенного органа в месте прибытия на таможенную территорию Союза до таможенного органа в месте убытия с таможенной территории Союза, а также под таможенную процедуру уничтожения осуществляется без представления таможенному органу государства-члена лицензии, заключения (разрешительного документа) или сведений о нотификации.

9. Помещение шифровальных (криптографических) средств под таможенную процедуру беспошлинной торговли осуществляется при представлении таможенному органу государства-члена сведений о нотификации.

10. Для оформления лицензии юридические лица и физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей (далее - заявители), представляют в уполномоченный орган государства-члена, на территории которого зарегистрирован заявитель, документы и сведения, предусмотренные подпунктами 1 - 5 пункта 10 Правил выдачи лицензий и разрешений на экспорт и (или) импорт товаров (приложение к приложению № 7 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года) (далее - Правила), а также в соответствии с подпунктом 6 пункта 10 Правил следующие документы и сведения:
а) уведомление заявителя или иной документ, предусмотренный законодательством государства-члена, об отсутствии в составе ввозимых шифровальных (криптографических) средств радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств гражданского назначения, включенных в раздел 2.16 единого перечня;
б) иные документы, предусмотренные законодательством государства-члена.

11. Копии документов, представляемые заявителем, должны быть заверены в порядке, установленном пунктом 11 Правил.

12. Решение о выдаче лицензии принимается уполномоченным органом государства-члена по согласованию с согласующим органом в порядке, предусмотренном законодательством этого государства-члена.

Заявителем, если это предусмотрено законодательством государства-члена, в согласующий орган представляются документы, указанные в пункте 10 настоящего Положения. При этом документы, указанные в подпункте «б» пункта 10 настоящего Положения, в уполномоченный орган государства-члена не представляются.

Согласование может осуществляться посредством выдачи заключения (разрешительного документа).

13. В выдаче лицензии отказывается при наличии оснований, предусмотренных подпунктами 1 - 4 пункта 14 Правил, а также в соответствии с подпунктом 6 пункта 14 Правил - в случае отказа согласующего органа в согласовании заявления на выдачу лицензии.

14. Заключение (разрешительный документ) в целях помещения шифровальных (криптографических) средств под таможенные процедуры, предусмотренные пунктами 6 и 7 настоящего Положения, выдается при представлении в согласующий орган следующих документов:
а) проект заключения (разрешительного документа), оформленный в соответствии с методическими указаниями по заполнению единой формы заключения (разрешительного документа) на ввоз, вывоз и транзит отдельных товаров, включенных в Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, утвержденными Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 мая 2012 г. № 45;
б) техническая документация на шифровальное (криптографическое) средство (представление исходных кодов не является обязательным, отказ заявителя в представлении исходных кодов не является основанием для отказа в выдаче заключения (разрешительного документа));
в) иные документы, предусмотренные законодательством государства-члена.

15. В выдаче заключения (разрешительного документа) отказывается при наличии следующих оснований:
а) непредставление заявителем документов, предусмотренных пунктом 14 настоящего Положения;
б) наличие неполных или недостоверных сведений в документах, представленных заявителем для получения заключения (разрешительного документа);
в) иные основания, предусмотренные законодательством государства-члена.